История Trance-музыки
Trance (Транс) — это стиль электронной танцевальной музыки, который развился в 1990-е годы. Отличительными чертами стиля являются: темп от 130 до 160 ударов в минуту (bpm), наличие повторяющихся мелодий и фраз и музыкальная форма.
Транс относится к категории стилей с прямым ритмом. К этой же группе принадлежат и стили - Techno и House, от слияния которых, вероятно, и произошел транс. В 1992 году появилось само слово «транс» как название направления в электронной музыке. Музыка в стиле транс получила такое название из-за повторяющегося, плавно изменяющегося, баса и ритмичных мелодий, которые погружают слушателя в трансоподобное состояние. Так как большей частью транс исполняется в клубах, его можно считать формой клубной музыки. Однако, транс слишком разносторонний, разнообразный стиль музыки. Он может быть также не электронным, то есть исполненным исключительно настоящими, реальными инструментами, в реальном времени.
Транс является самым красивым и эмоционально окрашенным стилем в электронной музыке (засчет чего многие называют его "попсовым"), вызывающем при прослушивании самые разные эмоции и ассоциации - от шума моря, планирования в воздухе до космическо-астрального полета. Транс разнообразен, и каждый любитель этой музыки найдет в этом направлении что-то свое. Среди стилей электронной музыки в Западной Европе именно транс к концу 20 века стал одним из самых распространенных и... самых коммерциализированных.
Как стиль Trance начал формироваться в начале 90-х годов вследствие экспериментов с аналоговыми синтезаторами, за основу взяв темп и ритмическую структуру ранней techno-музыки. Также вкладывались коротко засемплированные фразы (яркий пример - Dance 2 Trance - "We Came in Peace"). Одна из идей стиля - развитие эмоционального, возвышающего жанра. Особенность - в композиции обычно присутствует так называемый "break-down" - некоторая пауза, выдержка, при которой отсутствуют ударные инструменты, и которая позволит слушателю сконцентрироваться на мелодии, главной теме композиции, чтобы через короткое время вновь "вернуться" к теме с уже большей интенсивностью звучания. Но такой Trance-музыка станет немного позже (см. "Progressive Trance"). Мелодия и звуки производятся с помощью аналоговых синтезаторов, и одним из главных элементов музыки, с помощью которого создается гамма чувств у слушателя - это струнные инстументы (strings). Басс-линия (bassline) не является сложным элементом, ровно как и ударные - drum-линия состоит из равномерного бита с "петлей" 4/4, производимого с помощью drum-машин.
Создание знаменитого синтезатора Roland TB-303 произвело революцию в электронной музыке, в свое время породив огромное количество электронных композиций. Одной из главных инноваций было создание так называемого "кислотного" звука, используемого чуть ли не в каждой композиции раннего техно (многие называли его Acid). Так, вкупе с идеей нового более мелодичного стиля в начале 90-х появился первый заимствованный от техно стиль - Acid Trance.
Одновременно с распространением электронной музыки техно достигло земель индийского штата Гоа, который в 60-70-е годы был центром хиппи-культуры. В 80-е годы там устраивали open-air вечеринки, совмещая их с занятиями йогой, умеренным использованием легких наркотиков и другими импровизациями. Таким образом, влияние техно породило музыкальную направленность рейвов того времени, проходивших в Индии, удивляя публику особенным музыкальным стилем и танцами, которые называли "Trance Dance". В 1991-94 годах, уже став электронным, стиль стали называть Goa Trance. Распространение и развитие главным образом получил в Израиле последователями индийской гоа-культуры. Пионерами направления являются Goa Gil и Mark Allen.
Также наряду с Goa, в середине 90-х годов получил распространение "темный" вид транса - Deep Trance с элементами Tribal и Dark, несущими некую таинственность и даже спиритуализм, но не получивший большой популярности. А во второй половине 90-х вне родины этой музыки, благодаря технологическому прогрессу в электронных инструментах, создаются "гоа-хиты" с ведущими синтетическими звуками, создавая у человека ощущение астрального полета. Такую музыку стали называть Psychedelic Trance. Для настоящих последователей гоа, транс - это не только музыка, но и прежде всего особая духовная культура.
В это же время с испанского острова Ибица в английские клубы приходит новое направление Trance-музыки, которое многие, наряду с "гоа", считают истинным трансом, - Ibiza Trance, называемое также Balearic House (ныне существует и его коммерческий вариант в звучании, близком к поп-музыке, - Balearic Trance). Легкое и ненавязчивое звучание, летние пляжные мелодии, транс, лучшим образом годящийся при прослушивании на открытом воздухе, создает впечатление бриза, теплой морской волны и спокойствия. Отмечу две отличные темы: CHICANE - "Offshore", NALIN & KANE - "Beachball". И конечно же, классику: ENERGY 52 - "Cafe Del Mar". Распространение Goa Trance и Ibiza Trance в британских клубах и затем по всей Европе принадлежит Полу Окенфолду (Paul Oakenfold) и британской радиостанции BBC Radio 1.
Во второй половине 90-х годов развитие Trance превосходит все мыслимые рамки, завовевывая сердца миллионов людей в Европе. 1996 год - апогей развития европейской дискотечной музыки – Euro Dance, исполнители которой главным образом из Германии. Главный акцент делался на мелодичность композиции и строгий бит. Структура композиции была проста: куплет-припев-куплет-припев-пауза-2 раза припев. Какая знакомая ассоциация с первоначальной структурой транс-музыки, не правда ли? Используя за основу жесткий бит, новые сэмплы и красивые фортепианные партии, получает распространие так называемый "Dream House". Наиболее известные темы - Robert Miles - "Children", DJ Dado - "Dreaming". Роль именно этого стиля на всё дальнейшее развитие Trance-музыки крайне велика.
Примерно к 1997 году происходит постепенный отказ от "кислотной линии" (как основы аналоговых звуков в Acid и Psy Trance), главный акцент теперь делается на мелодии, популярным становится более интенсивное использование акустических элементов, где ведущей становится мелодическая партия, при этом по-прежнему для фона используется базовый для транса фон с участием струнных инструментов. Сама композиция стала использовать вариации с изменениями в наращивании интенсивности звука (так называемая "прогрессивная структура"). Такого рода эксперименты привели к появлению Progressive Trance, в котором элементы "возрастания" темы и "паузы" (брейк-дауны) стали более разнообразными и интенсивными. Транс этого вида некоторые сопоставляют с Progressive House, ибо другой причиной появления слова "Progressive" в названии стиля есть идея, что оба жанра по существу входили в категорию стилей под возникшим тогда с руки британских продюсеров коммерческим клеймом "Progressive". Но и не стоит отбрасывать версию о "прогрессивной", более новой структуре. Качественные релизы тех времен: SALT TANK - "Eugina", TILT - "I Dream", BEDROCK - "Heaven Scent".
Заинтересованность публики не могла не породить коммерческие проекты. Идея продвинуть Progressive Trance оборачивается немедленной коммерциализацией - транс становится настолько востребованным, что чуть ли не каждый продюсер считает своим долгом "отштамповать" хотя бы один "трансовый" хит. Роковой ход... В 1998 году выходит сингл Paul van Dyk - "For an Angel". Ошеломительный успех! Облегченная структура, мелодичность звучания, легкое восприятие массами людей порождает отдельный исключительно коммерческий вид транса - Euro Trance. Распространение получил главным образом в Германии. "Хиты" с преимущественно женским вокалом заполнили эфиры всех радиостанций, композиции смело можно было называть песнями. Характерная черта - шаблонность. Идея Progressive Trance как андеграундного стиля (если он вообще таковым являлся) была утеряна. Все "трансовые" хиты, которые мы так часто слышим по радио - все это коммерческий Euro Trance.
Загубив идею Progressive Trance жесткой коммерциализацией, где-то к 1999 году диджеи и продюсеры задумались о первоначальном назначении этой музыки, и решили "реанимировать" его, посредством видоизменения Euro Trance вновь "вернуться" к Progressive. Интересные релизы переходного времени "к новому стилю" - LANGE - "I Believe" и LOST WITNESS - "Happiness Happening". Синтез стиля наиболее правдиво будем называть Uplifting Trance, т.е. "возвышающий". Вокальная линия иногда все еще присутствует, но сильный акцент делается на эмоциональность композиции - красивые мелодические обороты, струнные инструменты создают глубину звука, и в отличие от Euro Trance, где бит мягкий, в Uplifting Trance он более жесткий, с "хлопками" создавая еще большее ощущение глубины, что в большой мере влияет на восприятие этой музыки. Четкая особенность Uplifting Trance - раскрытие самой темы происходит именно в "брейк-дауне" (место в середине композиции, где снижены либо отсутствуют удары и низкочастотные звуки). Во время этой "паузы" слушателю предоставляется возможность понять тему композиции, чтобы через несколько мгновений вернуться и вместе с глубиной мелодии передать слушателю всю гамму эмоций. Интересная вокальная работа первого времени - TUKAN - "Light a Rainbow". Возвышающий Uplifting Trance - направление, которое держится на сцене уже более 5 лет.
Одновременно с выделением Uplifting Trance в 1999 г. был предпринят новый коммерческий ход - широкое введение идей Hard House в Trance. Релиз COSMIC GATE - "Mental Atmosphere". Продюсеры назвали такую музыку Hard Trance, что по сути дела, ошибочно (первоначально Hard Trance являлся отяжеленным вариантом Acid). В последнее время Hard Trance подчерпывает идеи Uplifting, исключая эмоциональный контекст.
Таким образом, пережив примерно 10-летнюю историю, развитие этой музыки как собственно Trance, остановилось. После 2001 года классификации по стилям делать не имеет смысла, поэтому удобно делить Trance на два направления – Progressive / Melodic и Goa / Psychedelic.
Trance в 2002-2004. После утери андерграундности в эти годы транс царит на танцполах Западной Европы. Композиции играют известнейшие в мире диджеи - Tiesto, Paul Van Dyk, Ferry Corsten, Judge Jules на таких мероприятиях, как Trance Energy, Innercity, Mayday, Gatecrasher, Godskitchen, Creamfields. В это время популярны ремиксы на некоторые хиты поп-сцены, например Above & Beyond - "What It Feels Like for a Girl" (Madonna). Как уже говорилось выше, Hard Trance стал популярен на обычных дискотеках, а для более "продвинутой" сцены направление выродилось в более приемлемый, уважаемый и любимый сейчас многими Hard Uplifting Trance. Данный стиль на транс-сцене является одним из ведущих.
Таким образом, можно сгруппировать жанры Trance и последовательность их развития на 3 части:
1. андерграундный Trance: Acid Techno - Acid Trance - Goa - Psychedelic
2. коммерческий Trance с первоначальной идеей андерграундности: Balearic House - Progressive Trance - Uplifting - Hard / Uplifting
3. коммерческий клубный Trance: Dream House - Euro Trance - Hard Euro Trance - Club Trance
По материалам Википедии и статьи OSTAP «Что такое Trance-музыка?»
|